«Йога Сутры» Патанджали: «Йогаш Читта Вритти Ниродха». Как знание древних йоговских терминов поможет нам обрести счастье?

йога и счастье

«Йога Сутры» Патанджали – это классический трактат о йоге. Из него миллионы практиков узнали о йогических техниках, благодаря которым можно достигнуть кайвальи – состояния, когда постигается пуруша (высший дух) и появляется безразличие ко всем материальным и нематериальным желаниям.  Однако знание этого текста будет полезно и «простым смертным», имеющим более приземленное желание: обрести счастье.

Что же такое «счастье», которое так упорно ищут миллиарды людей?

йога счастье

Счастье – это «переживание абсолютного благополучия, которое просвечивает через все физические, эмоциональные и ментальные состояния — даже те, что обычно могли бы считаться неприятными. Это ощущение благополучия, не зависящее от колебаний внешнего и внутреннего опыта»[1].

То есть, простым языком, счастье – это возможность улучшить качество жизни, перестав «париться по мелочам»; способ изменить привычные представления о жизни как о чем-то тревожном, непонятном и непредсказуемом; шанс получить доступ к источнику спокойствия, гармонии и внутреннего равновесия.

Чтобы понять, как «Йога Сутры» Патанджали могут помочь нам в обретении счастья, давайте обратимся к этому древнему тексту, а точнее к тем сутрам, которые доказывают эту идею (1.2-1.17; 3.1-3.15; 3.47-3.55). И разберем термины из них, которые помогут нам внести ясность  и понимание.

Читта

В различных переводах «Йога Сутр» Патанджали, слово «читта» определяют по разному — «материя сознания»[2], «психика»[3], «разум»[4], «субстанция разума»[5], «ум»[6], «сознание»[7]. Значения этих терминов схожи, но не являются синонимами. Поэтому давайте попытаемся разобраться, что же такое читта.

Все эти трактовки имеют общее значение: «что-то, что дает нам возможность самоощущения». Согласно  тексту «Гхеранда Самхита», где также используется этот термин, читта «непостоянна и склонна блуждать, выходит (через «ворота чувств»)». То есть это то, что мы должны контролировать, фиксировать и направлять.

Из этого можно сделать вывод, что читта – это самоощущение и орудие познания мира. Это наше сознательное, подсознательное и бессознательное.

Вритти

Когда читта находится в своей естественной форме, то функции психики прекращаются и реакция на внешние раздражения отсутствует. Такое состояние описывается как «читта вритти ниродха», что является наиболее точным определением термина «йога». Чтобы достичь такого состояния, необходимо освободиться от вритти – колебаний ума.

Вритти – это волны мысли в читте, волнения и переживания. Это то, что не дает читте принять свое естественное состояние. Другими словами вритти – это иллюзия, заставляющая нас думать: «те переживания, мысли и эмоции, которые я испытываю — это и есть Я».

Вритти – это шаблоны, которые обуславливают наше поведение: привычные реакции на происходящие события и доведенные до автоматизма образцы поведения. Даже те мысли, которые возникают у нас, вызваны вритти. Получается, что контроль и управление вритти – это важное умение, необходимое к освоению не только йогу, желающему достичь просветления, но и рядовому человеку, который хочет сделать свою жизнь счастливой.

Чтобы понять, как избавиться от вритти, сначала нужно узнать, какие иллюзии существуют и как они на нас влияют.

5 видов иллюзий

 Существует 5 видов вритти, которые могут быть связаны или не связаны со страданием:

  • Истинное знание
  • Ложное знание
  • Воображение
  • Сон
  • Память
Истинное знание (Прамана)

Есть 3 типа доказательств, на которые мы опираемся, чтобы определить истинность знаний:

  • Чувственное восприятие (пратьякша) – это то, что мы воспринимаем посредством органов чувств;
  • Логическое заключение (анумана) – вывод, который мы делаем основываясь на определенных признаках;
  • Авторитетное свидетельство (аптовакья) – мудрость тех, кто познал истину.

Почему же Патанджали отнес истинное знание к иллюзиям? И как правда может помешать нам постичь собственное Я?

Прамана – это те установки, на которые человек опирается во время принятия решений. Это то, чего человек осознанно ищет вовне: обоснование, доказательство, одобрение, поддержку. Всё то, что убедит его, что какое-либо умозаключение или чувство – это истина.

Но, как бы странно это не звучало, истину (истинное Я) нельзя познать через истинное знание. В действительности, истина находится за пределами доводов и суждений: существует  много вещей, которые находятся вне логики. Поэтому постоянный поиск доказательств лишь отдаляет нас от истины, создавая лишние колебания ума.

Ложное знание (Випарьяя)

Это такое знание, которое не подтверждается действительностью и которому ничего не соответствует в реальности. Также это любое ошибочное восприятие, которое возникает у нас из-за недостатка информации или неверной информации.

Классический пример випарьяи – это веревка, которую при отсутствии достаточного освещения мы воспринимаем как змею. Как мы видим, такое знание также уводит нас от истины.

Воображение (Викальпа)

Два предыдущих заблуждения имели под собой реально существующий объект (подлинный или ошибочный), здесь же вообще не существует никакого объекта. То есть этому заблуждению ничего не соответствует в реальности. Посредством воображения (через ассоциации, иллюзии) человек рисует в голове образ.

Этот образ – это необязательно сказка из детства или фантазии во взрослой жизни а-ля «Вот выиграю я миллион…». Викальпа подстерегает и маститых йогов, регулярно практикующих медитацию. Часто их воображение рисует картину о переживаемом ими трансцедентальном опыте, который на деле оказывается банальным полетом воображения, призванным доставить удовольствие их уму.

Патанджали пытается уберечь искателей и от этой ошибки, относя викальпу к ненужным переживаниям.

Сон (нидра)

Здесь имеются в виду сновидения, которые вызывают у нас реакции и оставляют после себя какие-либо ощущения и впечатления. Всем знакомо, когда после пробуждения мы пребываем либо в приподнятом настроении («Такой хороший сон видел!»), либо наоборот находимся не в духе («Какая-то ерунда снилась»). При этом мы можем даже не помнить, что конкретно происходило с нами во сне.

То есть сон – это еще один фактор, способный вызвать или не вызвать у нас страдание.

Память (смрити)

Смрити – это сохранение опыта, образ которого остается в сознании. Это то, что запускает процесс «воспоминание» — «реакция». Пожалуй, это та вритти, которая наиболее всего влияет на формирование у нас ощущения счастья или несчастья.

Многие ученые заметили взаимосвязь «память» — «счастье». Так стали появляться термины «паттерн поведения», «мыслеобраз», «условный рефлекс», говорящие в общем-то об одном: нейроны, передающие информацию друг другу, напрямую влияют на формирование памяти, мыслей и эмоций. Научно доказано, что при контакте между нейронами образуется особая связь, «привычка» передавать одни и те же сообщения. Эта привычка может быть настолько сильна, что даже при незначительном сходстве нового предмета или события с первоначальным воспоминанием, они будут ассоциироваться у вас с ним. То есть, если в детстве вас укусила собака, есть большая вероятность того, что при каждых последующих встречах с собаками у вас будет укореняться нейронная связь: «собаки – это зло».

Неврологи и психологи за Патанджали

Мы увидели, что в «Йога Сутрах» Патанджали даны описания шаблонов психики (вритти), которые оказывают влияние на наше настроение и самочувствие. Но как с ними бороться?

В лаконичной, но ёмкой фразе «Йогаш Читта Вритти Ниродха» дается прямой ответ на этот вопрос. Это означает, что йога – это удержание психики (читты) от колебаний ума (вритти). То есть Патанджали говорит, что мы можем контролировать наш ум и  управлять им.

В психологии и неврологии есть термин «нейронная пластичность». Он значит, что новый поведенческий опыт способен изменить схему работы мозга, а это в свою очередь означает, что может быть уничтожена сама привычка страдать и переживать. Звучит заманчиво, не правда ли? Но как действует этот механизм?

Поступающая к нам информация передается в лимбическую систему, отвечающую за эмоции. Там она перерабатывается и переходит в кору головного мозга, где становится неким шаблоном для наших реакций. То есть благодаря нейронным соединениям, мозг создает ассоциативные ряды и модели поведения, которые обуславливают наши реакции на происходящие события и встречаемые предметы.

Создавая новые нейронные соединения, мы «переписываем» автоматические реакции, создавая новые образцы поведения, способные изменять наше привычное восприятие. То есть, если мы будем поступать определенным образом, мы можем настроить свое «внутренне радио» на «волну счастья».

В чем секрет счастья?

Но что нам нужно для этого сделать? Патанджали дает четкий ответ. Власть над колебаниями ума (вритти) достигается волевой стабилизацией (абхьясой) и беспристрастностью (вайрагьей). Причем для достижения этого эффекта, их нужно практиковать регулярно и длительное время.

Последнее уточнение логично, ведь, как было доказано исследованием, проведенным Ричардом Дэвидсоном и Антуаном Лунцом,

«после длительных тренировок сознания человек лучше сохраняет внимание и реже отвлекается[8]».

Однако какие именно тренировки необходимы? Для сознательного сосредоточения используются грубые (витарка) и тонкие (вичара) техники концентрации.

Витарка

Грубая концентрация – это удержание внимания на материальном объекте, на том, что мы воспринимаем через органы чувств. Это концентрация на том, что имеет форму, цвет, объем, вес и другие качественные признаки. В контексте йоги – это практика асан, позволяющая нам направить внимание на ощущения в теле.

«В асане мы посылаем внимание, являющееся волной, к правому, левому колену, рукам, внутренней части колена и так далее. Постепенно осознанность распространяется на все тело. В этот момент она станет единым целым. Мы объединили разрозненные элементы под контролем потока разума. Это и есть концентрация, или одна мощная волна мысли»[9].

Практикуя асаны, мы принимаем привычное или непривычное положение и следим за всеми возникающими в теле ощущениями. В этот момент происходит соединение концентрации, медитации и созерцания (самьяма), что является эффективным инструментом познания мира для йога. Фиксация разума (самьяма) на объекте грубой природы учит нас контролировать свою материальную составляющую.

Вичара

Тонкая концентрация – это удержание внимания на нематериальном объекте; концентрация на тонких элементах, не имеющих физической формы. Это чистое сосредоточение, когда вам не нужен реальный объект: вы можете созерцать свое дыхание, мысли, внутреннее состояние и эмоции.

Если витарка – это контроль тела, то вичара – это контроль ума. С точки зрения  современного восприятия йоги, витарка – это выполнение йога асан (то, что называется хатха-йогой), а вичара – это дыхательные и медитативные практики (в современных школах йоги реализуются через пранаяму, йога-нидру и медитацию).

Сила в единстве

Важно учесть, что для полной остановки колебаний ума необходимо тренировать как витарку, так и вичару. То есть использование только одной техники не обеспечит вам нужного результата.

Если человек умеет контролировать свое тело, но не умеет контролировать ум, то он не может контролировать себя. Рождение мыслей, колебание настроения, появление эмоций – все будет выводить его из равновесия.

Равно как человек, умеющий контролировать свой ум, но не умеющий контролировать тело, не сможет добиться полной остановки колебаний психики. Умение приспособить свое тело к определенному положению и побороть дискомфорт – это практика ослабления напряжения за счет правильного отношения и работы разума. И человек обретает телесное равновесие когда получает контроль над внешними раздражителями.

Подарок от Патанджали

То есть Патанджали подарил нам бесценный дар – информацию о том, как улучшить качество своей жизни. При этом эффективность данных методик доказана современными исследованиями.

Ричард Дэвидсон и Антуан Лунц взяли 2 группы участников: тех кто никогда не использовал практику концентрации и тех, кто практикует ее от трех месяцев. При этом под концентрацией они понимали «медитацию концентрации внимания», где необходимо «сосредоточиться на ритме собственных вдохов и выдохов»[10] и «медитацию осознанности», то есть медитацию свободного восприятия.

МРТ показало, что у второй группы объем ткани в некоторых областях префронтальной коры мозга и в островковой доле был больше, чем у участников первой группы. Перечисленные зоны мозга отвечают за обработку информации, внимание и внутренние ощущения. Другое исследование показало, что участники второй группы способны лучше переживать стрессовые ситуации, в том числе публичные выступления. Также у второй группы проследили уменьшение миндалевидного тела, отвечающего за хранение негативных эмоций: страха и тревоги.

В поисках счастья

Изучая «Йога Сутры», каждый может найти для себя ключ к той жизни, которую он хочет. Жизни без эмоциональных перепадов и страданий. Однако теоретических знаний здесь будет недостаточно. Только регулярная практика поможет разуму обрести контроль над внешними раздражителями. Только тогда будет разрушена иллюзия, заставляющая нас ошибочно полагать, что все жизненные переживания, чувства и эмоции – это и есть мы и наша личность. И как только это произойдет, влияние окружающего мира будет разрушено и мы наконец-то получим доступ к счастью. Которое уже никто и ничто не сможет у нас отнять.


 

[1] Йонге Мингьюр Ринпоче  «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство»

[2] Свами Вивекананда «Раджа-Йога и афоризмы Йога Патанджали»

[3] «Йогу Сутры Патанджали» перевод и комментарии Б. Загуменнова

[4] Т.К.В. Десикачар «Йога Сутры Патанджали с комментариями Шри Кришнамачарьи»

[5] Раммуни Мишра «Психология йоги новый перевод и толкование Йога-Сутр Патанджали»

[6] Алиса А. Бейли «Свет души»

[7] «Йога Сутры Патанджали» перевод Е. Островской и В. Рудого

[8] Ричард Дэвидсон, Антуан Лутц «Мозг и Медитация»

[9] Т.К.В. Десикачар «Сердце йоги»

[10] Ричард Дэвидсон, Антуан Лутц «Мозг и Медитация»

Журналист, автор статей на сайте yogictv.ru
Инструктор по Хатха йоге, пилатесу и стретчингу.

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *