Эволюция йоги: от древней духовной практики к системе оздоровления тела – YogicTV

Эволюция йоги: от древней духовной практики к системе оздоровления тела

Эволюция йоги

Эволюция йоги

Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни 20-ого века. Если в конце 19 века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале 21 века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью. Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории.

Йога: как это было?

До 20 века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления. Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими. Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.

В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в 13 веке, во времена существования натхов, был введён термин хатха. Практики хатха йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.

Получается, что ещё задолго до 20 века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог упокоить колебания ума.

древние йоги

Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, пранаямы, медитации и шаткармы. Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.

Собственно еще в начале 20 века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-ых годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа. Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии постуральной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа. Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA.

Йогическая революция

Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине 20 века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.

Идея евгеники была популярна в то время не только в Индии. Самые выдающиеся умы поддерживали эту науку, задачей которой было улучшение наследственности человека. И мысль «развивая физкультуру мы вырастим новое поколение, которое приведёт нас к лучшему будущему» нашла отклик у миллионов людей. На этой волне были созданы Олимпийские Игры. Стали проводиться реформы на основе физкультуры. Даже популярная фраза «в здоровом теле – здоровый дух» берёт корни оттуда.

Индия особо рьяно подхватила идею укрепления тела и его оздоровления. И в Индии началось строительство нового, крепкого, сильного и выносливого физического тела. Почему это было важно для Индии?fizkultura-india-retro

В глазах мировой общественности индусы были изнеженными, женственными и хилыми. В мысль о собственной физической деградации (навеянную им английскими колонизаторам) верили и сами индусы. Вся система образования в Индии, будучи англизированной, всячески поддерживала этот стереотип. Именно поэтому для индусов стало делом чести сделать своё тело маскулинным и физически сильным.

На войне все средства хороши

Идея о необходимости физического развития тесно переплелась с идеей борьбы за независимость Индии. Националисты ­– адепты борьбы за независимость – придумывали разные способы поднятия патриотического духа. Одним из них была идея о создании традиционной индийской физкультуре. Борцы за независимость от Англии не могли мириться с тем, что физкультура в индийских школах преподавалась по английской системе. Как и с тем, что имидж индусов был далёк от спортивных стандартов: жилистые и худые индусы терялись на фоне высоких и мускулистых англичан.

Националисты быстро смекнули: Индии нужна своя физкультура. При этом немаловажно, чтобы в ней были яркие индийские корни. То есть Индии была нужна такая система физического оздоровления, в которой бы традиция сочеталась с современным политическим запросом. А что в Индии самое традиционной? Конечно, йога! Дело было за малым: обновить идеи йоги и продвинуть их в массы.

Идеи YMCA поддерживал Махараджа Майсора – Кришна Раджа Водияра №4. Именно он в 1931 году пригласил уже известного тогда Шри Т. Кришнамачарью в Патхашалу в качестве преподавателя. После чего, спустя 2 года, он выделил Кришнамачарье для преподавания крыло в Майсорском Дворце.

кришнамачарья йога во дворце

Махараджа Кришна Раджа Водияр №4 был сторонником синтеза физической культуры и асан, и создавал все условия для развития этой идеи. Он видел возможность объединения физкультуры и “традиционной” древней йоги. И Кришнамачарья помогал ему в этом.

В целом, работа Кришнмачарьи того периода была частью программы физического воспитания юных членов королевских семей и (в качестве исключения) особо одарённых учеников из простых семей. В отчётах о работе и деятельности дворца Кришнамачарья вначале (1922-1923 годы) назывался инструктором дворцовой школы мальчиков, а после (со второй половины 1923 года) преподавателем упражнений Йогической Системы Принцу.

Кстати, в школьном отчёте 1935-1935 годов можно найти свидетельства о “физкультурной” роли преподаваемой Кринамачарьей йоги. Там, в разделе «Физическая культура», было указано, что «тридцать два мальчика посещали уроки йогасаны, и большая часть мальчиков приняла участие в уроках сурьи намаскар». (подробнее о деятельности Кришнамачарьи в Майсорском Дворце можно прочитать в книге Марка Синглтона “Тело йоги. Истоки современной постуральной практики”, откуда мы и позаимствовали данный отрывок).

Отец современной йоги на службе у Махараджи

Кришнамачарья и правитель Майсора нашли друг друга. «Отец современной йоги» был амбициозен, умён, решителен и трудолюбив. Он хотел славы и популярности. А Махарадже Майсора как раз нужен был боец, готовый с рвением взяться за их заказ на «традиционную индийскую физкультуру». Такой тандем был обречён на успех.

После «смотрин» деятельности Кришнамачарьи, когда его ученики показывали асаны перед Махараджей и делегатами YMCA, он был окончательно утверждён на роль воскресителя индийского духа посредством создания национальной физкультуры. Кстати, именно так ­– «физическая культура» или «упражнения» – классифицировалась деятельность Кришнамачарьи  в дворцовых отчётах. А в отчёте 1933-1934 года явно говорится о том, что В докладе четко указывается, что йогашала была учреждена для содействия физическому благополучию учеников Майсора. Данный кружок по интересам в этом отчёте назывался «Дворцовой Йогашалой».

кришнамачарья и ученики

Отец современной йоги рьяно взялся за дело. Именно он видоизменил йогу и сделал её такой, какой мы знаем её сегодня. Его репрезентация йоги сильно изменила существующий ранее первообраз. Из способа успокоить умственные колебания йога превратилась в метод физического оздоровления. К тому же сильно изменилась не только цель, но и форма йоги. Если ранее асанам уделялось минимальное влияние (в древнем тексте о йоге «Хатха Йога Прадипика» было упоминание только о 84-ёх асанах, при этом было сказано, что человек может практиковать лишь 32 из них), то теперь асаны были основным элементом тренировки.

Йога и бодибилдинг: что у них общего?

Кришнамачарья ввёл в практику йоги много аэробных элементов. В его методе присутствовало много динамичных связок и переходов. Также он включил в свои занятия комплекс Сурья Намаскар, который сегодня стал «визиткой» йоги.

анант рао айронЗдесь надо отдать должное другой популярной персоне того времени – К.В. Айеру. Этот известный культурист пропагандировал объединение йоги со штангой и железом. Он успешно лечил многие заболевания благодаря своей авторской методике, которая включала в себя абдоминальный массаж (наули). Одним из его пациентом был уже известный нам Махараджа Кришна Раджа Водияр №4. После того, как Айер восстановил его после инсульта, Махараджа выделил старшему ученику Айера – Ананту Рао – место для тренировок в Майсорском дворце. Находилось оно в нескольких метрах от зала Кришнамачарьи.

Как и его авторитетный учитель, Ананта Рао использовал в своих тренировках комплекс Сурья Намаскар. Данная последовательность впервые была упомнута в 1927 году в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Однако в то время она ещё не была составной части йоги. Так как произошёл синтез йоги и Сурья Намаскар?

С одной стороны, данная последовательность и без того была популятна у многих бодибилеров того времени. С другой стороны Айер (признанный любимчик Махараджи) лично контролировал дворцовое обучение физическим упражнениям, а также давал рекомендации Рао и другим учителям. Поэтому вполне вероятно мнение, озвученное Эллиотом Гольдбергом, что Кришнамачарья мог ввести в свои тренировки комплекс Сурья Намаскар именно благодаря виянию Айера.

Йога в 21 веке: финальная точка или начало эволюции?

Индия йога день

Нельзя не заметить, что 20 век оказал значительное влияние на формирование образа йоги в современном представлении. Всего за сто лет тёмная и загадочная система взаимодействия с Богом превратилась в структурированное и чёткое учение о красоте, молодости и здоровье. Вместе с эволюцией в общественной жизни, произошла эволюция в йоге. Это, несомненно, свидетельствует о способности йоги оставаться актуальной даже при изменениях в социо-культурной обстановке.

Как долго будет существовать йога именно в таком виде и какие ещё изменения её ожидают? Вопрос остаётся открытым. Одно очевидно: пока будет жива главная идея йоги – стремление к не порождению колебаний ума (согласно Патанджали) – эти изменения будут позитивными, актуальными и, вероятнее всего, полезными.

Анна Тигинян

Журналист, автор статей на сайте yogictv.ru
Инструктор по Хатха йоге, пилатесу и стретчингу.

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *