Эволюция секса в йоге

Эволюция секса в йоге
Не всем известно, что первые йогины были мало похожи на современных Гуру. Судя по воспоминаниям иностранцев, живших в 17 веке, первые встречи с практиками йоги приводили тех вовсе не в благочестивый трепет, а в самый настоящий шок. Это не удивительно: в то время йога была окутана шлейфом таинственности, мистики и… эротики.

Йога и секс имеют намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Такое высказывание может удивить тех, кто знаком с термином брахмачарья и воспринимает его как воздержание от чувственных удовольствий.

Что такое брахмачарья?

Классический трактат о йоге, в котором описывались йогические принципы, был написан Патанджали примерно в 250 году. В нём говорилось в том числе и о брахмачарье (одном из принципов ямы), который некоторые современные практики ошибочно воспринимают как указание к воздержанию. Однако на самом деле данный термин обозначает совершенно другое.

Брахмачарья («брахма» (санскр.) — «космос», «мироздание»; «ачарья» (санскр.) — «исследователь начального звена») — это, буквально, «изучающий мироздание».

Этот принцип означает изучение и исследование окружающего мира. Почему же в современном мире бытует мнение, что брахмачарья – это отказ от чувственных удовольствий?

брахмачарья

В контексте размышления о брахмачарье некоторые авторы сузили восприятие этого принципа до изучения одной лишь сексуальной природы. Они стали рассуждать о чувственной осознанности, что, в принципе, тоже имеет место. Ведь секс также можно изучать с точки зрения брахмачарьи в том случае, если, практикуя его, субъект не погружается в бессознательное, а осознаёт природу своих чувств. То есть во время занятия сексом практикующий не погружается в состояние безусловного наслаждения и блаженства, а остаётся в процессе. Буквально исследует бездну, «находясь на самом краю». Однако нельзя сказать, что брахмачарья – это исключительно сексуальная практика, а тем более отказ от секса. Скорее наоборот, осознанный секс можно воспринимать как метод йоги.

Получается, что брахмачарья – это вовсе не синоним воздержания. А это означает, что мнение о том, что древние йогические тексты пропагандировали воздержание от секса — ошибочно. Это объясняет то, почему в тантрических техниках присутствуют сексуальные практики.

Тантра и йога

Хатха йога произошла из тантры. Тантра переводится с санскрита как «внутри тела», что объясняет, почему тантрические йоги уделяли такое большое внимание телесности. В тантре созерцание происходит через тело, поэтому тантрики создавали и выполняи различные телесные практики.

тантра и йога

Для тантриков хатха йога стала своеобразным инструментом, посредством которого они могли практиковать концентрацию. Они сосредотачивались на ощущениях в теле (в том числе и на неприятных), что позволяло им добиваться высокой концентрации. Смешение традиций тантры и телесных практик произошло в 12 веке, когда Горакнат основал Хатха йогу, «целью которой является быстрейший путь к просветлению[1]» через достижение непрерывного созерцания.

Идеи тантры в корне рознятся с современными представлениями о йоге: в то время секс не был табуирован, а напротив являлся одним из средств достижения высшего сознания. Тантра зародилась примерно в 7 веке и активно начала распространяться по Азии. В этом течении присутствовало много церемоний, в том числе связанных с сексом. Это заметно, если присмотреться к храмовым постройкам того времени: например, в 10 веке в Индии был построен храм Лакшмана, украшенный эротическими скульптурами.

В «Тантралоке», работе одного из величайших индийских философов Абхинавагупты, жившего в 10-11 веках, можно найти описание сексуальной медитации. Её техника изложена в 29 главе и представляет собой сложный сексуальный ритуал, во время которого необходимо направлять всё внимание на сексуальный центр. В этом ритуале семяизвержение считалось ценным жертвоприношением богам. Указывалось, что лучше всего производить этот ритуал с партнёром, который не вызывает никаких чувственных желаний. Лишь продвинутый йогин мог выполнять эту медитацию со своей женой. Немаловажно, что в этой практике женщина была не инструментом для совершения практики, а полноценным её участником.

абхинавагупта

В другом тантрическом тексте, «Брахмаямала тантре», упоминается о сексуальной практике «ритуал острия ножа». При её выполнении йогин должен был произносить определённую мантру. В этой практике наоборот необходимо было избегать семяизвержения. Если же оно происходило, ритуал начинался сначала. В этом ритуале роль женщины была другой: «аскет использует женщину как инструмент, разумеется с ее разрешения»[2].

Пропаганду секса можно встретить и в более поздних тантрических текстах. Например в «Йони тантре» 1650 года. В нём говорилось, что мужчин должны почитать йони (женские половые органы), чтобы избежать неприятностей и страданий.

Хатха йога и секс

В отличии от тантрической йоги, в хатха йоге сексу не уделялось такое большое внимание. В хатха йоге телесные практики были иными. Они заключались в том, что йог принимал какую-то позу, чаще всего дискомфортную, и отслеживал испытываемые в ней ощущения. Таким образом он достигал концентрации – важнейшего элемента практики йоги.

хатха йога и секс

Однако и в практике хатха йоги секс вряд ли был табуирован. Об этом косвенно свидетельствует то, что при описании техник из йогических текстов, упоминалось и о половых органах. Например, это можно увидеть в «Хатха Йога Прадипике» — классическом трактате о йоге 15 века. В других трактатах также можно встретить косвенные указания на то, что секс являлся частью жизни йогов. А вовсе не исключался из неё, как утверждают некоторые авторы.

То есть мы можем сделать вывод о том, что в древние йоги никогда не говорилось о запрете на секс. Они говорили о необходимости осознанного подхода во всех сферах жизни, в том числе и в сексуальной. Получается, что йога призывает не к воздержанию, а отказу от бессознательности, в том числе и в сексе. А это в свою очередь означает, что занятия сексом в осознанности, в «нахождение в моменте» — это полноценная йогическая практика. Которую могут практиковать без зазрения совести не только современные люди, но и…. современные Гуру!

Так почему в обществе бытует мнение, что йог обязательно должен придерживаться аскезы, в том числе и в сексе? Ответ на этот вопрос нужно искать в истории Индии конца 19 – начала 20 веков, ведь именно тогда началось противопоставление секса и йоги. И именно в то время взгляд на йогу был пересмотрен: йогинов стали ассоциировать не с сексуальными ритуалами, а с практикой воздержания. Из-за чего же произошли такие разительные перемены?

Сексуальная революция в йоге

В конце 19 века в Индии началась борьба за независимость. Лидеры этого движения придумывали разные методы для защиты традиционных ценностей страны. Их основной целью стала идею возрождения националистической Индии. «Культурные националисты конца девятнадцатого века начинают поиски коренной «низовой» аскетической традиции, чтобы выковать новый идеал героизма и величия современных индийцев[3]».

Однако освещение и распространение правды не было целью националистов. Они хотели не столько вернуть наследие прошлых лет, сколько распространить свои идеи по всей стране. Они не гнушались придумывать новые, привлекательные традиции и отсекать неугодные им старые. Такой переоценки ценностей не избежала и йога. Националисты тщательно изучили древнюю практику на предмет неугодных им идей и вынесли свой неутешительной вердикт – имидж йоги нуждался в радикальных переменах.

школа кришнамачарьи

Для того, чтобы создать привлекательный образ йоги, они исключили все упоминания о спорных тантрических концепциях. Вместо этого адепты национального движения стали продвигать идеи воздержания и глубокой духовности. Благодаря националистам, йогины перестали ассоциироваться с мистикой и эротикой.

Современный Гуру стал выглядеть абсолютно по-новому: его не должны были прельщать любые чувственные удовольствия и, особенно, секс. Воздержание стало неотъемлемой чертой аскетов, желающих достичь просветления. И, несмотря на то, что данный образ имеет мало общего с исторической действительностью, он быстро набрал популярность среди практиков.

Поэтому, если вы услышите слова секс и йога в одном предложении, не стоит удивляться. Просто вспомните о том, что история йоги весьма загадочна и наверняка таит ещё массу секретов.


 

[1] Броуд У.  Научная йога. Демистификация

[2] Журавлев И. Тантрические корни хатха-йоги. Интервью с Кристофером Уоллисом // Wild Yogi. 2012, №5

[3] Синглтон М. Тело йоги. Истоки современной постуральной практики.

Журналист, автор статей на сайте yogictv.ru
Инструктор по Хатха йоге, пилатесу и стретчингу.

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *