Паттабхи Джойс: великий мистификатор или «Как создать с нуля успешный йога-бизнес?»

Аштанга-Виньяса-Йога – стильно, модно, молодёжно

эка пада ширшасана

Мадонна в Эка Пада Ширшасане

Аштанга-Виньяса-Йога – без преувеличения, самое модное направление йоги на сегодняшний день. Ее практикуют Мадонна, Стинг, Том Круз, Гвинет Пэлтроу, Кристи Тарлингтон и другие известные певцы, актеры, модели и мировые звезды.

«Аштангисты», как гордо называют себя последователи этого стиля – это ярые проповедники практически ежедневного (кроме суббот, новолуний и полнолуний) выполнения асан, которые заключены в серии с жестким порядком выполнения. Показатель крутости аштангиста – это номер серии, которую он делает, частота его вылазок в Майсор и, конечно, истории о потерянных там литрах пота и первом самостоятельном выходе в мост стоя.

Аштанга-Виньяса – это практика не для слабаков. Ранние подъемы, специальное дыхание во время занятий, определенное количество дыхательных циклов для удержания асаны и другие многочисленные правила. Выполнять это завещано Традицией, которой аштангисты неукоснительно следуют, ведь верность ей отличает их от рядовых практиков йоги. Традицию      Аштанга-Йоги заложил Паттабхи Джойс – ученик Кришнамачарьи, который один из первых включил физические упражнения в свою систему «йоги».

«Йога Курунта» — дар Богов или подлог?

Падмасана

Стинг в Падмасане

Согласно мифу, которым окутана Аштанга-Йога, данная традиция – это не авторская методика Джойса, а реально существующее древнее учение. Построено оно, якобы, на тексте Вамана Риши «Йога Курунта» (в другом переводе «Йога Карунта»). О том, как этот текст попал в руки Джойса, существует две версии, из которых верный последователь Аштанги может выбрать любую, наиболее близкую сердцу.

Официальная версия повествует о том, что данный текст был преподнесен Кришнамачарье его учителем – Рамамоханом Брахмачари. После чего Гуру передал эти знания своему ученику — Джойсу. Почему он удостоил этой чести именно Паттабхи (а не своего сына Десикачара или других учеников) доподлинно неизвестно.

Вторую  версию выдвинул Стефан Ян Лапейрере. Якобы Джойс и Кришнамачарья нашли этот санскритский текст в архивах библиотеки Калькуттского университета. Кришнамачарья, в идеале владевший санскритом, смог перевести его и даже определил примерное время создания: 500-1500 г.н.э.. Этот текст представлял сутры, в которых были описаны асаны и принципы практики йоги, а также в нем содержались комментарии «Йога-сутр» Патанджали. На основе этих знаний Кришнамачарья с учеником восстановили 6 последовательностей асан, известные ныне как «серии Аштанга-Виньяса йоги». После чего Кришнамачарья завещал Джойсу нести это учение в массы, распространяя бесценные знания по всему миру.

Обе эти истории очень интересны и в какой-то мере даже правдоподобны, если бы не одно «но»: после Кришнамачарьи и Джойса нет ни одного человека, видевшего этот текст. Так как, по несчастливой случайности, оригинал «Йога Курунты» был уничтожен (съеден муравьями).

Передача знаний в трансе или богатое воображение?

Не менее загадочные события происходили с другим классическим текстом Аштанга-Виньяса-Традиции — «Йога Рахасьей». Этот текст известен всему миру в пересказе Кришнамачарьи. По его собственным уверениям, в 16 лет он получил эти знания весьма небанальным образом:

«Я приблизился к храму Самхакопы совершенно измученный. У входа сидел какой-то старик. Я спросил его, где можно найти Натхамуни. <…> Невероятно возбужденный, я пересек реку Тапрапарни, но от усталости упал в обморок. Вдруг я оказался в манговой роще, в обществе трех мудрецов. Я пал ниц и попросил их дать мне инструкции по «Йога Рахасье». Мудрец, сидевший в центре, начал читать стихи. У него был необыкновенно мелодичный голос.

Через несколько часов я очнулся и огляделся вокруг. Никакой манговой рощи рядом со мной не было, как не было и мудрецов. Я вернулся в храм и увидел все того же старика у входа. Он спросил меня: «Ты получил наставления по «Йога Рахасье»? Заходи в храм и помолись Наммалвару <…> Падая ниц перед великим Йоганатхой, с мыслью о Господе и супруге его Лакшми, вкратце представляю «Йога Рахасью» сведущим.

Великий Йог изложил «Йога Рахасью» в мельчайших подробностях. Представляю вам все, что сумел запомнить» (из книги «Йога Рахасья», Шри Натхамуни в изложении Кришнамачарьи).

Кришнамачарья и Десикачар

Шри Тирумалай Кришнамачарья и Шри Т.К.В.Десикачар

В правдивость этой истории о возникновении «Йога Рахасьи» — тексте, который на склоне лет Кришнамачарья передал своему сыну и ученику Шри Десикачару, верят не все. Сомнения в том, что он существовал где-то, кроме как в голове Кришнамачарьи, высказывают даже его ученики: «Шриватса Рамасвами, который занимался у Кришнамачарьи более тридцати трех лет, до самой его смерти в 1989, вспоминает, что когда он спросил учителя, где бы можно было достать текст «Йога Рахасья», «тот «со смехом» посоветовал Рамасвами навести справки в  Сарасвати Махал библиотеке в Танджоре. В библиотеке ответили, что такой текст никогда не существовал, и Рамасвами, заметив, что шлоки, декламируемые Кришнамачарьей, подвергаются постоянным изменениям, пришел к выводу, что работа являет собой «собственный шедевр его гуру»» (из книги Марка Синглтона «Тело йоги: истоки современной постуральной практики»).

Но даже если отбросить скептицизм и поверить в эту историю о мистической передаче знаний, надо учесть, что учение Натхамуни однозначно подверглось исправлению. И не на сто процентов соответствует тому, о чем во время своих уроков рассказывал Кришнамачарья, добавляя: «это было сказано в «Йога-Рахасье»». Об этом, например, говорит все тот же Шриватса Рамасвами в своем интервью с Юрием Шарониным «Огромное разнообразие учения Кришнамачарьи». Он утверждает, что в тексте Десикачара отсутствует часть рассказанных на занятиях шлок, зато есть такие шлоки, которые Кришнамачарья не рассказывал. Из чего Шриватса Рамасвами делает наиболее осторожный из возможных вывод: вероятно, что Десикачар написал эту книгу самостоятельно, используя Натхамуни лишь для вдохновения.

Паттабхи Джойс – плохой ученик?

Но давайте на время возьмем за истину утверждение о реальном существовании этих текстов, завещанных Кришнамачарьей новому поколению. И обратим внимание на то, что Джойс следует им, как и в принципе взглядам своего Гуру, далеко не на сто процентов. Такое выборочное отношение: часть идей оставлю, а часть перекрою по-своему – это прямое противоречие мифу о преемственности в Аштанга-Йоге.

Обратите внимание на расхождения в отношении Кришнамачарьи и Джойса к «Йога-Сутрам» Патанджали — тексту, который, небезосновательно, считается одним из важнейших в учении йоги.

ученики Кришнамачарьи

Наиболее известные ученики Кришнамачарьи

Кришнамачарья высоко ценит авторитет «Йога-сутр» и опирается на них в своих суждениях о том, чем должна являться йога:

«Многие люди думают, что йога крии (т.е. шаткарма, очистительные техники) являются частью йоги, и они станут это доказывать. Но главный источник йоги, Патанджали Даршана (а именно «Йога Сутры»), не включает их… Весьма разочаровывает, что они оскверняют имя йоги» — (цитата позаимствована из книги Марка Синглтона «Тело йоги: истоки современной постуральной практики»).

А вот его ученик Джойс не относится к этому тексту с таким трепетом. Например, у него есть свой взгляд на место асан в йоге. Имеющий, кстати, мало общего с их реальным древним предназначением. Джойс выносит практику асан на первое место: «Йога – это девяносто девять процентов практики и один процент теории», что явно противоречит «Йога-сутрам». Ведь там асана – это не главенствующий элемент в практике, а комфортное положение тела в пространстве, которое можно использовать в качестве позы для концентрации и медитативных практик. К тому же то, как описывает асану Патанджали: «удобное и устойчивое положение тела» в корне противоречит подходу Аштанга-Виньяса-Йоги, где практика изобилует сложными и трудновыполнимыми асанами.

И это не единственное расхождение слов Паттабхи и его Гуру. Ведь Кришнамачарья заявляет: «Асана, которая приносит сегодня пользу, может завтра нанести вред». Что мало походит на традицию жестко заданных серий в Аштанга-Виньяса-Йоге.

Получается, что Паттабхи сам выбирал, каким словам Гуру стоит следовать, а каким нет. Что наводит на мысль, что его утверждение о существовании в Аштанга-Виньяса-Йоге линии преемственности знаний – это не более, чем попытка привлечь внимание к собственному авторскому стилю.

Разоблачения в мире йоги

Паттабхи Джойс своеобразно относился не только к словам своего Гуру, но вообще к авторитетам. Чего стоит его трактовка древних текстов. Истина для Паттабхи не была главным. Важнее было доказать право существования Аштанга-Виньяса-Йоги и создать иллюзию ее древнего происхождения. Обратим внимание на уверение Паттабхи Джойса, что описание последовательности «Сурья Намаскар А» и «Сурья Намаскар Б» можно найти в Яджурведе (2-6 тыс до н.э). Долгое время это не оспаривалось. Однако, благодаря Фредерику М. Смиту (профессору-ассистенту кафедры санскрита и индийских классических религий Университета штата Айова), было доподлинно установлено, что эти заверения мало соответствуют действительности.

Сурья Намаскар

Сурья Намаскар А и Б «по аштанге».

Тем более Сурья Намаскар, как последовательность асан, появилась значительно позже времен Яджурведы, а именно в 20 веке. До этого, конечно, были упоминания о поклонении Солнцу. Но данные техники имели другую цель и форму. Это были духовные практики в виде особых ритуалов и простираний. А первое упоминание о Сурье Намаскар, как о способе физического оздоровления, появилось в 1927 году, в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Там этот комплекс даётся в уже знакомой нам форме: в виде асан, расположенных особым образом.

Скорее всего, такая форма Сурья Намаскар дошла до Кришнамачарьи, а через него и до Джойса, благодаря Айеру. Популярный культурист активно использовал ее в своих тренировках и мог рекомендовать ее другим преподавателям. Эту версию подтверждает исследователь йоги Эллиот Гольдберг, приводя воспоминания сына Айера. Тот рассказывает о встречах своего отца с Кришнамачарьей, во время которых Айер давал последнему рекомендации по проведению его занятий.

Йога-серии от Гуру

В какой-то мере всё это дает возможное объяснение истоков возникновения Сурьи Намаскар. Но что насчёт серий Аштана-Виньяса-Йоги?

Многие ученики вспоминают, что Гуру давал каждому из них индивидуальные упражнения и комплексы. Интервью с одним из них Марк Синглтон приводит в своей книге «Тело йоги: истоки современной постуральной практики»:

«Не было никакого такого концепта, как «Первичная серия» и так далее. Если Кришнамачарья видел, что у ученика хорошо получаются прогибы назад, то он и использовал в обучении позы с задними прогибами. Если он видел, что тело жесткое, он преподавал ученику маюрасану. Не было никакой серии…».

Джойс с ученицей

Паттабхи Джойс помогает ученице выполнять прогиб.

Так неужели комплексы, известные нам как серии Аштана-Виньяса-Йоги – это последовательности, переданные Джойсу в качестве руководства для личной практики? Эта версия косвенно подтверждается тем, что Паттабхи не имел возможности регулярно посещать классы в йогашале. По воспоминаниям Б.К.С. Айенгара, Кришнамачарья отправил Джойса преподавать асаны в санскритской патхашале, которая была открыта в 1933 году.

Это наводит на мысль, что Гуру мог придумать начальные серии в качестве «шпаргалки» для Джойса, как способ ведения групповых уроков. И тем самым уберечь молодого и неопытного учителя от возникновения сложностей при самостоятельном составлении комплексов. А продвинутые серии могли быть практикой, которую Кришнамачарья рекомендовал к выполнению уже самому Джойсу. Такая версия, несмотря на отсутствие прямых доказательств, выглядит вполне убедительно.

Йога-бизнес в наследство

Шарат

Шарат Джойс ведёт занятие по Аштанга Виньяса Йоге.

Как бы то ни было, йогашала, организованная Паттабхи Джойсом успешно процветает. После того, как Джойс оставил свое тело, руководство школой перешло в руки его дочери Сарасвати и внука Шарата.

На сегодняшний день – это успешный йога-бизнес, способный принести немалую прибыль. KPJAYI (Институт Аштанга-Йоги) специализируется как на групповых занятиях, так и на подготовке учителей. При чем это единственный орган, который может выдать документ на право преподавания Аштанга-Йоги.

В KPJAYI существует особая система авторизации учителей: Шарат Джойс сам решает, кому выдать право на преподавание. Обычно это бывает после 5-7 лет регулярных поездок в Майсор. Неудивительно, что официальных учителей этого направления не так много (в России меньше 20).

Заниматься или нет?

Верить или нет истории о древней линии преемственности в Аштанга-Виньяса-Йоге – это личное дело каждого. На сегодняшний день нельзя доказать или опровергнуть ее правдивость. Но может это и не так важно? Ведь если не брать в расчет сомнения относительно правдивости фактов пиар-компании Джойса, нельзя не отметить эффективность данного стиля. Это не только удобный набор упражнений, позволяющий практикующим избежать сложностей составления собственной последовательности, но и первый шаг к познанию древней философии йоги. А если эта система приносит пользу и побуждает к познанию себя и мира, не все ли равно сколько ей лет: несколько десятков или несколько тысячелетий?

Автор: Анна Тигинян

Инструктор по Хатха йоге, пилатесу и стрейчингу.

Журналист, автор статей на сайте yogictv.ru